21 ноября открылось движение по Московским центральным диаметрам.
Вопросов по работе МЦД много. "Мослента" постаралась найти ответы на самые важные из них.
Для начала - о самом главном: какие бы громкие события не происходили в Москве в последние годы, как бы их не называли «прорывами», «революциями» и «шагами в будущее», ни одно из них не может сравниться по своей значимости с запуском Московских центральных диаметров. Именно они, по сравнению с обычными электричками, будут проходить через всю Москву насквозь и не будут привязаны к конкретным вокзалам. Отсутствие конечных остановок на вокзалах в разы увеличит количество новых маршрутов, как в Москве, так и по области. Все это невероятно разгрузит и метро, и пригородные электрички, и вылетные магистрали. И, самое главное, соединит Москву и область, превратив в единое транспортное пространство, комфортное как с точки зрения логистики, так и с точки зрения пользования. Однако же, как и все новое, работа МЦД вызывает целый ряд вопросов.
С чего все началось?
С метро, а точнее, с его отсутствия. Было так: некоторое время назад подмосковные власти предлагали в письме президенту Владимиру Путину продлить оранжевую линию метро до станции «Челобитьево» в Мытищах. Власти Москвы и Минтранс прогнозировали, что это приведет к «критической» загрузке подземки и выступили против строительства.
«Метро — это прежде всего внутригородской транспорт. Для связи регионов во всем мире развивают пригородный железнодорожный транспорт», — пояснили в департаменте транспорта Москвы. Однако же было найдено компромиссное решение: развивать проект московских центральных диаметров (МЦД).
Что это вообще такое?
Московские центральные диаметры - это новые сквозные маршруты пригородных электричек, которые решено пустить прямо через центр. Для этого город достроит недостающие связи между теми вокзалами и железнодорожными направлениями, которые сейчас вообще не пересекаются. А по тем маршрутам, которые уже существуют, пустят десятки новых поездов.
Департамент транспорта планирует, что к 2025 году МЦД снимет четверть нагрузки на центральные вокзалы и 13 % — на всю транспортную систему Москвы вообще.
«Этот проект эксперты пробивали последние десять лет, но мэрия годами делала вид, что никакой агломерации не существует, а Москва заканчивается МКАДом, — отмечает урбанист Аркадий Гершман. — Все изменил грандиозный успех МЦК, власти увидели потенциал в уже существующих железнодорожных линиях, на которых нужно просто поднять качество сервиса — и тогда люди поедут. Революционное тут именно переосмысление: не обязательно тянуть дорогое метро в Подмосковье, если можно доработать то, что уже существует».
Проект этот предельно сложный, учитывая плотность московской застройки и необходимость демонтажа, переноса и реконструкции сотен километров полотна и коммуникаций. Тем не менее он попал в план реализации и находится под контролем столичных властей.
Почему именно эти направления?
Тут все просто. Их выбрали, потому что железнодорожная инфраструктура на этих участках практически готова к работе в новом режиме. К тому же они самые востребованные. А еще эти направления хорошо связаны с метро и МЦК: на метро можно будет совершить 25 пересадок, на МЦК можно будет пересесть на четырех станциях.
В дальнейшем запланировано открытие еще трех диаметров: «Зеленоград — Раменское», «Апрелевка — Железнодорожный», «Пушкино — Домодедово». Предполагается, что поезда будут ходить с интервалом в несколько минут, а не часов, как это происходит сейчас. Что касается наземных объектов, таких как станции, платформы, павильоны, то здесь основной упор делается на комфорт и удобство пользования. «Будут учтены интересы пассажиров старшего возраста, слабовидящих, пассажиров в инвалидных колясках», — говорит генеральный директор «ОСК 1520» Сергей Клевакин.
Что изменится с появлением МЦД?
Чтобы добраться сейчас из Одинцово в Лобню, требуется не меньше полутора часов. При этом интервал движения электропоездов в среднем около получаса. Еще больше времени – примерно три часа – требуется для поездки из Нахабино в Подольск. Нужно доехать до Курского вокзала и сделать там пересадку на другую электричку. Прямые рейсы есть, но ходят они редко.
С запуском МЦД пригородная железнодорожная сеть интегрируется в метро. Сделать пересадку, причем бесплатно, можно будет на разных станциях метрополитена и Московского центрального кольца в любом направлении. Интервал движения электричек сократится до 6 минут – как в метро! График работы тоже будет соответствующим – с 5.30 утра до 1.00 ночи.