Одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Грандиозный проект советских времен: четыре тысячи километров от Тайшета до Советской гавани. Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. В этом году исполняется 45 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали, которая в наши дни переживает настоящее второе рождение.
Четыре с лишним тысячи километров БАМа в конце прошлого века строили два миллиона человек. А в 90-х их труд стали называть напрасным, якобы это дорога в никуда. Но оказалось, что у самого амбициозного проекта советских времен большое будущее. Магистраль необходима, чтобы развивать Сибирские и Дальневосточные регионы, выгодно торговать с Китаем, Кореей и Японией, осваивать месторождения — Эльгинское угольное, Олекминское железорудное и другие. Для доступа к полезным ископаемым планируется построить 12 новых ответвлений. После реконструкции здесь смогут пройти самые тяжелые составы — потребители быстрее получат товары и сырье.
- За счет смены железобетонных шпал, которые меняют соответственно деревянные шпалы, за счет реконструкции и строительства мостов и искусственных сооружений, за счет открытия новых тоннелей, все это позволит нам увеличить предельно максимальную загрузку, разрешенную для железнодорожных вагонов, тем самым в одном составе по весу может провозиться больше грузов, — рассказывает генеральный директор УК «Бамстроймеханизация» Александр Чернояров.
Люди работают в любую погоду, а техника может пройти только зимой — по твердому грунту, и остается на объекте до следующих заморозков. Из-за этого отдаленные стройплощадки называют «островами». Как и в 70-е, на БАМ едут не только за романтикой и запахом тайги. БАМ обновляют не только машинисты бульдозеров, но и программисты. Чтобы поезда точно ходили по расписанию, новые участки полностью автоматизируют — движением управляет искусственный интеллект.
- То, что ранее осуществлялось человеком в большей степени, сейчас это осуществляет компьютер. То есть системы фактически принимают решения о том, каким образом должен двигаться поезд, каким должно быть распределение поездов на станции, какие должны быть сформированы расстояния между движущимися поездами. Благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с РЖД мы накопили огромный опыт работы и аккумулировали передовые технологии, — сообщает исполнительный директор Группы компаний 1520 Алексей Давыдов.
Чтобы не было пробок, а они случаются и на железной дороге, будет больше участков с двумя путями. Всего в год юбилея БАМа строители сдадут 80 объектов.
Второе рождение переживает и другая важнейшая магистраль — Транссиб. Летом откроют новый мост через реку Зея в Амурской области — уже готовы все пролеты. Длина этого грандиозного инженерного сооружения — один километр. Таких железнодорожных мостов на Дальнем Востоке не строили 40 лет.